Rambler's Top100 Подводная лодка "Дзержинец", Л-8, Б-24, УТС-89. Тип "Л" XI серии

"Дзержинец", Л-8, Б-24, УТС-89

Тип «Л» XI серии




фотография:


Подводная лодка Л-8


ПЛ Л-8 типа "Л" XI серии в парадном строю.
Фрагмент фотографии с сайта "Великая Отечественная под водой". Идентификация - под данным сайта.
Предположительно 1939 - 1940 год.




историческая справка:


1934 год 10 апреля
Заложена на заводе №189 в г.Ленинград под наименованием "Дзержинец";

1934 год 15 сентября
Получила литерно-цифровое наименование Л-8;

1934 год (?)
Секциями перевезена по железной дороге на Дальний Восток, где на Дальзаводе (завод №202) в г.Владивосток была произведена её сборка;

1935 год 10 сентября
Спущена на воду;

1936 год февраль
Зачислена в состав 9-го ДнПЛ (с 10.04.1936 - 41-й ДнПЛ) 6-й Морской Бригады (с 19.08.1936 - 4-я БрПЛ) ТОФ;

1936 год 29 декабря
Подписан приемный акт. Вступила в строй;

1936 год 29 декабря
Зачислена в состав ТОФ. Вошла в состав 41-й ДнПЛ 4-й БрПЛ ТОФ с базированием на бухту Золотой Рог (г.Владивосток);

1938 год 2 июля
Переформирована в состав формируемого на Камчатке 41-го ОДнПЛ ТОФ. Подчинена командованию 4-й БрПЛ ТОФ с базированием на бухту Золотой Рог (г.Владивосток);

1938 год 15 августа
Прибыла к новому месту базирования в бухту Раковая (Петропавловсе-Камчатский);

1938 год
Предположительно в конце года возвращена в г.Владивосток для гарантийного ремонта;

1939 год июнь
В начале июня отряд подводных лодок (Л-8, Л-9 и Л-11) под командованием командира 41-го ДнПЛ кап.2р. Кулагина А. с дивизионным штурманом кап.3р. Евтуховым А. вышел в Петропавловск-Камчатский. Путь кораблей пролегал в 10–12 милях от берега. На выходном Сахалинском створе, когда до последнего буя оставалось миль шесть, видимость ухудшилась, створ закрыло туманом. Лодки продолжали идти прежним курсом и с той же скоростью. Вдруг головная Л-8 застопорила ход и накренилась на правый борт, вторая Л-9 отвернула влево, застопорила ход и легла на правый борт. Л-11 отвернула влево и тоже села на мель. Поочередно, в той же последовательности, ПЛ продули балласт средней группы цистерн, крен выровнялся. Задним ходом все сошли со злополучной мели. Далее переход прошел без замечаний. Отряд ПЛ прибыл в бухту Раковая Авачинской губы, где базировались ПЛ 41-го ДнПЛ 4-й БрПЛ ТОФ. У стенки Петропавловской судоремонтной верфи (ПСРФ) стояла плавбаза "Саратов", к которой ПЛ и пришвартовались. ПЛ вошли в состав 41-го ДнПЛ 4-й БрПЛ (с 05.11.1939 - 41-й ОДнПЛ, окончено формирование) ТОФ;

1939 год июнь - август
В бухте Раковая ПЛ стояли до середины августа. Несколько раз выходили в Авачинскую губу на артиллерийские стрельбы, выполняли учебные задачи и определяли девиацию магнитных компасов;

1939 год - 1940 год
Базировалась на бухту Раковая (Петропавловск-Камчатский);

1940 год осень
Перебазирована на бухту Золотой Рог (г.Владивосток). В дальнейшем встала в ремонт на судостроительном заводе №202 в г.Владивосток;

1941 год 15 октября
Окончила средний ремонт на судостроительном заводе №202 в г.Владивосток. Подчинена командованию 5-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ТОФ с базированием на бухту М. Улисс (г.Владивосток);

1942 год 25 апреля
Столкновение с ПЛ Л-17;

1944 год 5 октября
Возвращена в состав 3-го ОДнПЛ ТОФ с базированием на бухту Тарья (пос.Лахтактный);

1945 год 10 мая
Переформирована в состав 5-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ТОФ. Осталась во временном подчинении командованию 3-го ОДнПЛ ТОФ с базированием на бухту Тарья (пос.Лахтактный);

1945 год 16 - 25 августа
16.8 в 16.55 вышла из бухты Тарья в боевой поход (старший - командир ДнПЛ кап.3р. Гаркуша И.И.) с задачей прикрытия десанта на Северо-Курильские острова (остров Шимушу). Не смогла преодолеть днем в подводном положении Первый Курильский пролив из-за сильного течения. Около 12 часов 17.8 ПЛ зафиксировала по себе атаку неизвестной ПЛ (одна торпеда взорвалась на берегу, другая выскочила на пляж, где была обнаружена и разоружена). ПЛ легла на грунт до наступления темноты. Форсировав пролив в надводном положении в ночное время, ПЛ к рассвету 18.8 прибыла на позицию. 19.8 получила приказ перейти на позицию в район Четвертого Курильского пролива. Встреч с противником не имела и 20.8 в 12.00 начала возвращение. 25.8 в 14.25 благополучно вернулась в бухту Тарья;

1945 год 27 октября
Выведена из временного подчинения командованию 3-го ОДнПЛ ТОФ. Переведена для постоянного базирования в бухту М.Улисс (г.Владивосток) в состав 5-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ТОФ;

1945 год 3 ноября - 1948 год 31 мая
Прошла капитальный ремонт на ССЗ №202 в г.Владивосток;

1947 год 12 февраля
В составе соединения переформирована в состав 5-го ВМФ;

1947 год 16 июля
В составе дивизиона перечислена в состав 5-й БрПЛ КчВФл 7-го ВМФ с базированием на бухту Тарья (пос.Лахтактный);

1949 год 12 января
Отнесена к подклассу больших подводных лодок;

1949 год 10 июня
Переименована в Б-24;

1951 год апрель
Переформирована в состав 91-й БрПЛ 16-й ДиПЛ КчВФл 7-го ВМФ (с 23.04.1953 - ТОФ) с базированием на бухту Тарья (с 1954 - бухта Крашенинникова) г.Петропавловск-Камчатский;

1952 год январь
Находилась в ремонте в Советской Гавани;

1953 год 19 апреля
Присвоен бортовой номер "61";

1953 год 1 сентября
Переформирована в состав 182-й БрПЛ (с 01.07.1955 - в составе 10-й ДиПЛ) КчВФл (с 31.05.1956 - ПС) ТОФ с прежним местом базирования;

1954 год 22 июня
Окончила средний ремонт. Использование без ограничений;

1954 год 25 октября
Выведена в боевой резерв;

1955 год 3 января
Переведена из Советской Гавани в Петропавловск-Камчатский;

1955 год 7 мая
Включена в боевой состав II линии;

1956 год 1 декабря
Исключена из кампании;

1956 год 11 декабря
Переведена в резерв II очереди;

1956 год - 1957 год
Прошла ремонт и, возможно, модернизацию;

1957 год 24 аперля
Включена в кампанию;

1957 год 31 мая
Включена в боевой состав II линии;

1957 год 6 июня
Переведена в резерв I очереди;

1957 год 28 августа
Переведена в боевое ядро II очереди;

1957 год 13 сентября - 13 октября
В северной части Тихого океана (в заливе Аляска) первой в ВМФ осуществила дозаправку топливом в океанских условиях ПЛБ Б-66 проекта 611 под командованием кап.2р. Царева Н.И, совершавшую 75 суточное автономное плавание. Кроме этого провела дообеспечение продовольствием. В большинстве источников ошибочно утверждается, что дозаправку осуществила однотипная ПЛ - Б-10;

1958 год 16 октября
Распоряжение о расформировании и сдаче на слом (директива НШ КВФ № 0753 от 31.12.1958);

1959 год 1 января
Исключена из состава 10-й ДиПЛ ПС ТОФ;

1959 год 20 февраля
Исключена из боевого состава ВМФ;

1959 год 1 апреля
Расформирован экипаж;

1959 год 30 мая
Переименована в УТС-89;

1959 год 14 июля
Обращена в УТС (приказ командующего ТОФ №0111 от 16.03.1959), сформирован экипаж, подчинена командиру 10-й ДиПЛ ПС (с 15.07.1961 - 15-я ЭскПЛ) ТОФ с прежним местом базирования;

1970 год 22 апреля
Выведена из состава судов ВМФ, передана в ОФИ для демонтажа и реализации;

1970 год 15 декабря
Расформирован штат экипажа (директива штаба КТОФ №13/1/00862 от 08.05.1970);

1973 год 21 февраля
Расформирован экипаж (по данным Бережного С.С., скорее всего ошибочно). Предположительно для утилизации переведена в г.Владивосток;

1989 год
Корпус еще не был разобран, а рубка установлена на памятнике ПЛ Л-19 (типа "Л" XIII серии) на территории соединения подводных лодок в бухте Малый Улисс.




командиры (в/ч 1643, в/ч 40122):


1. Курников Л.А. (19.02.1936-03.04.1938)
2. Докукин В.Б. (07.05.1938-31.03.1940)
3. Томский М.Г. (31.03.1940-28.12.1940)
4. Гусаров Д.Ф. (12.1940?-06.1941-22.07.1941)
5. Лопатко Д.И. (22.07.1941-23.09.1941)
6. Горкуша Я.Ф. (27.09.1941-26.10.1943)
7. Судейко В.В. (26.10.1943-26.12.1946)
8. Резников А.Е. (1946-1949)
9. Бахарев В.В. (195?-1955-195?)



дополнительная информация:


1. Фотография операции по дозаправке топливом в океанских условиях ПЛ Б-66 проекта 611.
2. Фотография рубки УТС-89 с сайта "Русский Подплав".



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
4. Самко Ю.Г. "История создания и развития подводных сил Тихоокеанского флота", ВТА "Тайфун", №1, 1996г.
5. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
6. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
7. Королюк В.П. "Cлед на тропе войны...".
8. Бережной С.С. "Подводные лодки России и СССР", рукопись.
9. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
10. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Первые подлодки СССР. "Декабристы" и "Ленинцы", Коллекция, Яуза, ЭКСМО, Москва, 2010г.
11. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.
12. Исторический журнал соединения (01.91.1952-29.11.1966).
13. Васильев Г.К. "Годы. Мили. Судьбы".



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

© 2004-2023 Составитель Андрей Николаев.
Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2004-2023 Design by Andrey S. Nikolaev.
All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.